Для обеспечения защиты прав граждан при оказании бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования работает служба страховых представителей.
Институт страховых представителей является важным элементом эффективной пациентоориентированной модели обязательного медицинского страхования. С 1 июля 2016 года начал работу институт страховых представителей. Институт страховых представителей создан в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина о конкретизации обязанностей страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи медицинскими организациями на основе "дорожной карты", разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Страховые представители - это сотрудники страховой медицинской организации, основной задачей которых является сопровождение застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи, в том числе при прохождении профилактических мероприятий.
Основные направления деятельности страховых представителей
Информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи, в том числе индивидуальное сопровождение граждан при получении медицинской помощи. Формирование приверженности населения к ведению здорового образа жизни.
Участие в организации диспансеризации, в том числе публичное и индивидуальное информирование застрахованных лиц. Мониторинг прохождения диспансеризации. Анализ результатов профилактических мероприятий и данных соцопросов граждан.
Экспертный контроль качества оказываемой медицинской помощи и межведомственное взаимодействие, направленное на снижение смертности от управляемых причин.
Страховые представители 1 уровня - это специалисты Контакт-центра, предоставляющие информацию справочно-консультационного характера по устным обращениям граждан.
Страховые представители 1 уровня:
принимают устные обращения граждан и консультируют о наличии права выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации, лечащего врача, порядке получения полиса ОМС;
предоставляют информацию о медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, режиме их работы, видах, условиях предоставления медицинской помощи бесплатно по полису ОМС;
информируют застрахованных о возможности прохождения диспансеризации и профилактических мероприятий;
проводят опросы граждан для выявления причин не явки на профилактические мероприятия.
Страховые представители 2 уровня - специалисты страховой медицинской организации.
Страховые представители 2 уровня:
формируют целевой контингент для прохождения диспансеризации и профилактического осмотра;
индивидуально информируют застрахованных посредством SMS-сообщений, телефонной, почтовой связи о прохождении профилактических мероприятий, диспансеризации и профилактических медицинских осмотров в медицинской организации, к которой они прикреплены;
контролируют и анализируют прохождение диспансеризации застрахованными лицами, ведут учет не прошедших или отказавшихся от диспансеризации;
обеспечивают защиту прав застрахованных в системе ОМС, в том числе ведут работу по рассмотрению обращений застрахованных лиц;
консультируют застрахованных по вопросам оказания различных видов медицинской помощи, в том числе по вопросам получения специализированной и высокотехнологичной помощи в рамках Программ ОМС и праве выбора медицинской организации при получении специализированной медицинской помощи в плановом порядке;
осуществляют сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи.
Страховые представители 3 уровня - квалифицированные специалисты-эксперты и эксперты качества медицинской помощи страховой медицинской организации, прошедшие специальное обучение.
Страховые представители 3 уровня:
анализируют показатели здоровья застрахованных лиц, осуществляют контроль, в том числе осуществляют контроль своевременности диспансерного наблюдения, сроков и профиля плановых госпитализаций и иных рекомендаций по результатам диспансеризации;
осуществляют индивидуальное информирование о необходимости своевременного обращения в медицинские организации в целях предотвращения ухудшения состояния здоровья, выполнения рекомендаций по лекарственной терапии, контроля за состоянием своего здоровья, приверженности лечению;
рассматривают письменные обращения граждан, организовывают и проводят целевые экспертизы с целью оценки доступности и качества медицинской помощи;
осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в момент получения медицинской помощи (очная экспертиза качества медицинской помощи);
обеспечивают правовую поддержку застрахованных лиц (их представителей) в рамках досудебного и судебного разбирательства.
Организация работы страховых представителей в Красноярском крае